00:02 Могущественное прошлое и неопределенное будущее Стамбула | |
Стамбул был одним из самых важных городов в мировой истории. Исследуя поворотные моменты его прошлого, мы вскоре обнаружили, что его неопределенное будущее не менее увлекательно. Перед нами сидят два оживленных турка. Мы вчетвером обсуждаем Стамбул, город, сформировавшийся под влиянием Востока и Запада на протяжении веков. Мы чувствуем их гордость и волнение, когда они рассказывают нам истории о Стамбуле, о прошлом и настоящем, о городе, который когда-то был центром мира. Их любовь и преданность очевидны, а искра в их глазах говорит о том, что это их дом. Но на Стамбул оказывает новое влияние, которое им не по душе. Более консервативное и религиозное правительство несет перемены по всему городу, и жизнь этих двух турок и их семей тоже меняется. Верность, которая когда-то так быстро пришла к ним, становится натянутой, а их дом с каждым днем все меньше похож на дом. КОНСТАНТИНОПОЛЬ: СТОЛИЦА РИМСКО-ХРИСТИАНСКОЙ ИМПЕРИИ Стамбул имеет престижную историю. Он появился на мировой арене в 330 году н.э., когда римский император Константин выбрал небольшой греческий рыбацкий порт, названный Византией, в качестве своей новой столицы. Его Новый Рим. Он назвал его Константинополем, и он просуществовал 1 200 лет. Но Константинополь был не просто новой столицей Римской империи. После обращения Константина в христианство он стал центром христианства. Айя-Софья (Церковь Святой Мудрости) стала определять этот римско-христианский период. Освященная как церковь в 537 году н.э., она стала самой большой церковью в мире на 1000 лет, знаменитой своим массивным куполом и золотыми фресками. Построенная так рано в истории христианства, ее внушающая благоговение красота будет вызывать симпатии христиан на протяжении тысячелетия. СТОЛИЦА ОСМАНСКОГО ИСЛАМСКОГО ХАЛИФАТА Но эта римская христианская империя постоянно находилась под угрозой со стороны сил на востоке. Сначала от персов, затем от арабов. Наконец, в 1453 году турки-османы прорвались сквозь городские стены, захватив последнюю цитадель классической древности. После 1200 лет правления из Константинополя последний римский император пал, и османские всадники с анатолийских равнин вошли в город, чтобы построить новую империю. На Западе эту историю рассказывают как гибель современности. В музее "Панорама 1453" - рядом с остатками древних римских стен - эта история рассказывается как триумф над жестокостью. Но эти всадники не просто строили новую империю, они претендовали на роль халифов, военачальников верных, преемников пророка Мухаммеда и правителей всего мусульманского мира. Римская христианская империя исчезла навсегда, и ее место занял Османский исламский халифат. Айя-Софья, определяющее сооружение христианства в Стамбуле, была превращена в мечеть. Была добавлена ниша для молитв, а на стенах висели медальоны с арабскими надписями Аллаха и первых халифов. Дворец, в котором жили цезари, стал дворцом Топкапы, резиденцией султанов Османской империи. Из этого дворца с тенистыми дворами, великолепными мозаиками и фонтанами они управляли величайшей на земле империей, простиравшейся от Ирака до Балкан. Халифат все еще держался за величие Константинополя, но люди теперь были турками, а Стамбул становился общим названием. СТАМБУЛ И ПЕРЕХОД К ЕВРОПЕЙСКОМУ СЕКУЛЯРИЗМУ Но в 19 веке Европа становилась экономической державой, имеющей свои замыслы на чужих землях. Османские султаны, вместо того чтобы отвернуться от европейцев, попытались стать похожими на них. Они покинули традиционный средневосточный Топкапы и построили великолепный дворец Долмабахче, выставив напоказ свое богатство в стиле европейского барокко с величественными лестницами, картинами старых мастеров и позолоченными потолками. Это провозгласило султанов не просто лидерами ислама, а европейскими монархами в эпоху великих европейских империй. Но дворец Долмабахче был лишь блестящим фасадом над слабой империей. Генерал Ататюрк, герой войны, просеял пепел поражения Турции в Первой мировой войне и сформировал новое турецкое государство. Он распустил халифат и сделал религию личным делом. Он отвернулся от религиозного и имперского прошлого Константинополя, официально переименовал его в Стамбул и перенес столицу в Анкару. Новая столица для нового светского турецкого государства. А великий символ Константинополя, Айя-Софья, больше не собор и не мечеть, был превращен в музей, чтобы его сокровищами мог наслаждаться каждый. СОВРЕМЕННЫЙ СТАМБУЛ В современном Стамбуле древняя столица по-прежнему возвышается на холме, ее мечети, церкви и дворцы провозглашают ее наследие и напоминают о ее великолепном прошлом. Но по другую сторону воды от древней столицы находятся оживленные районы Бейоглу, Каракёй и Кадыкёй, которые определяют современное турецкое государство Ататюрка. Истикляль Каддеси в Бейоглу - главная торговая улица, жизнь и душа этого современного города. Сюда приходит молодежь, чтобы побаловать себя фирменным стамбульским кофе, обсудить жизнь и повеселиться. На улицах и между зданиями бурлит энергия, бары на крышах наполнены толпами людей, а странный ассортимент торговцев дополняет эту городскую сцену. Чуть ниже по склону находятся улицы Каракёй, усыпанные современными кофейнями, в которых местные жители и туристы, расположившиеся за столиками на тротуаре, обсуждают поздний завтрак. Великолепный Стамбульский музей современного искусства и прохладное выставочное пространство музея Топхане-И Амир заполнены экспонатами, задающими вопросы о том, кто и почему мы есть. Быстрая поездка на пароме через Босфор и вы попадаете в Кадыкёй. Современный продуктовый рынок, заполненный продуктами со всего мира, окруженный барами и ресторанами. Это место встречи многих стамбульских бизнесменов. Кажется, что вы можете оказаться в любом европейском городе мира. И все же, если заглянуть чуть глубже и получить небольшую помощь, можно обнаружить, что Стамбул снова меняется. МЕНЯЮЩИЙСЯ СТАМБУЛ Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции, сказал: "Демократия - это как поезд, с которого сходишь, доехав до места назначения". С тех пор как он был демократически избран в 2003 году, он начал проводить более консервативную исламскую политику. Суды, полиция, СМИ и государственное образование все больше подчиняются контролю его партии. Он обращает вспять либеральную светскую тенденцию последних 100 лет. Будучи туристом, вы тоже ощущаете эти перемены. Википедия запрещена, различные международные новостные агентства недоступны, даже блоги недоступны в стране, где власти намерены контролировать поток информации. Для многих Эрдоган выполняет свой демократический избирательный мандат, но для других его действия зашли слишком далеко. В мае 2013 года протестующие против застройки города были насильно выдворены со своей сидячей забастовки в парке Гези в Таксиме. Из этого притеснения свободы собраний выросло движение, и вскоре более 5000 демонстрантов с участием почти 3,5 миллионов человек призывали правительство прекратить посягательство на свободу слова. Но восстание было подавлено: 11 человек погибли и более 8 000 получили ранения. Мы встречаем наших дружелюбных турок в баре в Кадыкёе. Раньше они жили на Таксиме, но после восстания 2013 года этот некогда процветающий, либеральный район на европейской стороне Стамбула стал более традиционным. Поэтому они, как и многие другие, бросили палки и отправились через Босфор в Кадыкёй. Пока мы потягиваем местное пиво, они рассказывают нам, что 15 лет назад в Турцию приезжали миллионы европейских туристов, но их число значительно сократилось, их заменили арабские туристы, поскольку страна становится более близкой к их убеждениям. Они объясняют, что Турция все больше становится страной мужчин. Мужчины обслуживают вас в ресторанах, мужчины продают свои товары в киосках. Мужчин можно увидеть на молитве. Мужчины пьют чай на углах улиц и играют в руммикуб до ночи. Даже для туриста отсутствие женщин в повседневных ситуациях очевидно. НО НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ СТАЛИ ЛУЧШЕ Однако среди тех, кому не нравятся изменения, есть и те, кому они нравятся. Эрдоган дал право голоса группам более консервативных людей, которые возвращаются к более традиционному образу жизни. В свою очередь, он вложил значительные средства в инфраструктуру страны. Автомагистрали молниеносно соединяют города. Умная система оплаты за проезд и отличные указатели поддерживают движение, и на дорогах почти не видно выбоин. Транспортная сеть Стамбула превосходна. Новый тоннель под Босфором соединяет Европу и Азию. Поездка из аэропорта быстрая и легкая. Интегрированная транспортная система соединяет трамваи с метро, а паромы с фуникулерами. Продажа билетов проста, а вагоны чистые и просторные. Единственный риск для путешественников - стать жертвой пагубного разбрасывания людей, за что виновные получают строгое предупреждение. ЧТО ДАЛЬШЕ ЖДЕТ СТАМБУЛ? Стамбул всегда был местом, где мысли и убеждения Европы встречались с мыслями и убеждениями Ближнего Востока. Когда мы гуляли по кварталам и разговаривали с местными жителями, мы обнаружили, что в современном Стамбуле эти влияния снова в движении. Но, возможно, тенденция к более консервативному будущему - это не только история Стамбула, овеянного волнами двух меняющихся континентов. Напротив, возможно, это глобальная тенденция, когда многие страны смотрят внутрь, а не вовне, сосредотачиваясь на своих собственных национальных потребностях, а не на международных. Эта тенденция прослеживается в кабинетах Белого дома, в коридорах Вестминстера и во дворцах Рима. Возможно, Турция просто ведет остальной мир в сторону от своего либерального светского пути последних 100 лет. А что же Айя-София, символ Константинополя и Стамбула? Почти 900 лет она была христианской церковью, еще 500 лет - исламской мечетью, а последние 100 лет - светским музеем. В июне 2016 года в мечети впервые за 85 лет были проведены мусульманские молитвы, в 2017 году собрались группы людей, призывавшие превратить музей обратно в мечеть, а в 2018 году Эрдоган, стоя в Айя-Софье, прочитал первый стих Корана и посвятил его Мехмету Завоевателю, султану, который захватил Стамбул для турок в 1453 году. Каким-то образом это замечательное здание до сих пор отражает этот постоянно меняющийся город. | |
Просмотров: 356 | | |
Всего комментариев: 0 | |