22:32 Открытие просвещенного халифата в Кордове | |
Тысячелетие назад в Западной Европе правил просвещенный исламский халифат. Сегодня улицы Кордовы рассказывают историю прогрессивного, толерантного халифата, который появился и исчез в течение 100 лет. Мне всегда хотелось осмотреть мавританские достопримечательности Кордовы. Не ради красочных внутренних двориков с исламским влиянием или соусов, настоянных на хересе, которые оживляют блюда в местных тавернах - хотя и то, и другое очень вкусно. Я приехал, чтобы узнать историю Кордовского халифата - единственного исламского халифата, располагавшегося в Западной Европе. Я нашел эту историю, таящуюся в волнах волнистых арок Мезкиты, в тесных переулках и тесных домах Еврейского квартала и в осыпающихся стенах разрушенного города халифов Мадинат аз-Захра. А когда я научился смотреть немного глубже, я нашел его в культуре, в людях Кордовы и зданиях, в которых они жили. Прогуливаясь по мавританским местам, я обнаружил Кордовский халифат, который, хотя и просуществовал менее 100 лет, принимал все религии, стремился к научному прогрессу и распространял знания через отсталые христианские империи. Исламский халифат, который был образцом для подражания в деле просвещения в средние века. ![]() УМАЙЯДСКИЙ ПРИНЦ, ЭМИР АЛЬ-АНДАЛУСА, ПРАВИВШИЙ ИЗ КОРДОВЫ Впервые я увидел мечеть (мезкиту) Кордовы, когда она мелькнула в конце узких ветреных улочек мусульманского квартала. Переулки, булыжники которых отполированы веками хождения, а внушительные стены прерываются величественными деревянными дверями, неизменными на протяжении веков. Мезкита была построена в 785 году по приказу Абд ар-Рахмана, эмира Аль-Андалуса. Но этот эмир не был обычным королем. Он происходил из династии Омейядов. Семья Омейядов в качестве халифов правила всей исламской империей почти 100 лет. Но в 750 году н.э. в Дамаске Омейяды были убиты своими заклятыми соперниками, Аббасидами; в живых остался только Абд аль-Рахман. Когда семья Аббасидов провозгласила себя халифом и правителем всего мусульманского мира из своей новой столицы в Багдаде, Абд аль-Рахман бежал со своей разрушенной родины, прошел через пустыни Магриба и переплыл Средиземное море. Он оказался на Пиренейском полуострове. В уголке Европы, который уже около 40 лет был оккупирован берберами-мусульманами. Абд ар-Рахман - с законным правом претендовать на роль правителя и халифа исламского мира - собрал войска под своим именем Омейядов и отбросил берберов. Одержав победу, он провозгласил себя эмиром Аль-Андалуса из своей столицы в Кордове. Абд аль-Рахман построил могущественное королевство, а Мезкита, строительство которой заняло 200 лет, стала памятником его успеха и первой из моих мавританских достопримечательностей в Кордове. Когда я покинул прохладные тенистые переулки мусульманского квартала и вышел на более широкую улицу Карденаль, передо мной открылось все величие Мезкиты. Это стало для меня шоком. Вместо воздушной луковичной купольной мечети зигзагообразная крыша покрывала обширный молитвенный зал. Низко лежащая и ничем не украшенная, она простиралась на сотни метров в каждую сторону. Прямо посередине мечети, пробивая себе путь сквозь крышу, возвышался христианский собор. Мезкита, на которую я смотрел сегодня, - это не та мечеть, какой она была в исламские времена. Когда в 1236 году христиане положили конец исламскому правлению в Кордове, мечеть была превращена в церковь. Вначале строение оставалось практически нетронутым, но в 1523 году король Карлос V разрешил построить в Мезките христианский собор. Желая получить лучший вид, я поднялся по ступеням колокольни. На самом верху, затаив дыхание, я заглянул между колоколами и посмотрел вниз на молитвенный зал и собор. У меня не осталось никаких сомнений в том, что это за место. Одно было местом благоговения и набожности, где верующие могли молиться, другое, устремленное к небесам, провозглашало силу и могущество. ![]() ![]() Я направился обратно вниз, и когда я вошел в Мезкиту, яркое солнечное утро, согревавшее мою спину, было побеждено холодным интерьером. Широкое открытое пространство внутреннего двора сменилось мрачным задумчивым интерьером. Но когда мои глаза привыкли к недостатку света, я обнаружил, что смотрю на тысячи искусно выложенных мозаик, украшающих крышу. Крыша держится на рядах колонн, поддерживающих двойные красно-белые арки, которые волнообразно переливаются, как волны. Свет проникает через редкие окна, создавая полукруглые узоры на полированном каменном полу. Здесь спокойно, тихо, но в то же время он пугает своими размерами. Когда я направился вглубь, первые впечатления от мира и покоя померкли и сменились ощущением конфликта. Христианские кресты соперничают с арабской каллиграфией; христианские картины соревнуются с исламской мозаикой, а христианский алтарь соперничает с исламской молитвенной нишей. Несомненным украшением является исламская молитвенная ниша. Освещенная из портала купола, она кажется живой, сверкающей золотом. Ее края окружены замысловатой резьбой в форме подковы. Часовни Capilla Real и Capilla de Villaviciosa, построенные христианами при первом завоевании Кордовы, поражают роскошью. Расписанная фресками церковь Саграрио, построенная в 1583 году и спрятанная в самом дальнем углу, еще больше распаляет чувства. Прогуливаясь по коридорам Мезкиты и собора, погружаясь в них, я вспоминал не только о религиозном конфликте, но и о поистине выдающихся достижениях человечества. И я подумал, что, возможно, именно симбиоз двух религий в одном месте делает Мецкиту-Катедраль такой уникальной. ![]() ![]() МАВРИТАНСКИЕ МЕСТА В КОРДОВЕ: ПРОСВЕЩЕННЫЙ ГОРОД СИЯЕТ Покинув прохладный интерьер Мезкита-Катедраль, я вернулся к солнечному свету, прошел через Патио Лос Наранчос, под монументальными арками дверных проемов и вошел в мириады переулков еврейского квартала Кордовы. На протяжении почти 200 лет династия Омейядов приносила стабильность и богатство в Аль-Андалус. К 929 году Кордова насчитывала почти 500 000 жителей и была самым большим и богатым городом в Европе, больше, чем Константинополь. Здесь были общественные бани, красивые внутренние дворики и сверкающие фонтаны. Успех Кордовы был основан на ее людях и их талантах. Либеральные Омейяды поощряли научные исследования, эстетические начинания и предоставляли "народам Книги" (иудеям и христианам, но не язычникам) свободу религиозной совести и практики. Для евреев, в частности, это было значительным улучшением по сравнению с гонениями, которым они подвергались в последние века римского правления. В результате в самом центре просвещенного и либерального города появился бурно развивающийся еврейский квартал, который стал ярким светом в европейском средневековье. Еврейский квартал сегодня, как и тогда, представляет собой множество мощеных улочек, которые внезапно открываются на более широких площадях, а затем быстро исчезают в узких переулках. Беленые стены защищают от жары, а деревянные двери скрывают спокойные внутренние дворики. Каждый поворот открывает новые виды Кордовы: залитое солнцем кафе, заполненное любителями утреннего кофе; синагога, едва заметная благодаря простой вывеске. По мере изучения я обнаружил намеки на просвещенное прошлое этого района. Например, Маймонид: астроном, врач и философ, один из самых выдающихся мыслителей в области еврейского права и этики, увековеченный в бронзе. ![]() Чуть дальше на север находится Каса Андалузи, дом XII века. В подвале скрываются руины X века и барельефы вестготской эпохи. Но самое главное - в задней комнате, над округлыми черно-белыми камнями крошечного, но спокойного внутреннего дворика, стоит деревянная масштабная модель первых бумажных фабрик в западном мире. Исламская империя, простиравшаяся через большую часть Евразии, собирала навыки и знания у своих соседей, будь то производство бумаги из Китая или философия из Греции, переводила их на арабский язык и передавала по всей своей империи. В Аль-Андалусе эти знания хранились в библиотеке, насчитывающей около 400 000 томов. Некоторые из них попали в христианскую Европу, крупнейшая библиотека которой состояла всего из 400 манускриптов. Направляясь на восток, я нашел Casa Ramon Garcia Romero. Крошечный магазинчик на маленькой площади. Владелец был так же рад меня видеть, как и я его. В его магазине продается тисненая кожа, но он также работает как музей с загружаемым аудиогидом, объясняющим эту технику X века и дающим представление о ремесленном мастерстве и эстетической красоте, ценившейся в Кордове в то время. Тисненая кожа продается, но не в рамках моего отпускного бюджета. ![]() ИСЛАМСКИЙ ХАЛИФАТ В КОРДОВЕ На следующий день я покинул мавританские достопримечательности Кордовы и направился в Мадинат аз-Захра, "сияющий город". Он находится примерно в 8 км к западу от города. Сияющий город" был построен в 10 веке не только как резиденция правительства эмира Аль-Андалуса, но и как сердце исламского халифата в Западной Европе. Халиф является единственным командующим верующих, преемником пророка Мухаммеда и правителем всего мусульманского мира. Семья Омейядов, узурпировавшая пост халифа в 750 году н.э., управляла своим уголком мусульманской империи с молчаливого согласия Аббасидского халифата в Багдаде. Но в 910 году Фатимиды, утверждая, что они являются потомками Пророка, объявили о создании конкурирующего Фатимидского халифата в Магрибе. Одно дело - подчиняться одному халифату, находящемуся за тысячи миль на востоке, в Багдаде, другое - конкурирующему халифату, расположенному на узком морском берегу. Поэтому, когда на их границах назревали проблемы, в 929 году н.э. Абд ар-Рахман III, наследник Омейядов и эмир Аль-Андалуса, провозгласил себя халифом. Теперь три халифа боролись за контроль над исламской империей, и Западная Европа впервые получила исламский халифат, расположенный в пределах ее границ. И этому исламскому халифату Кордовы нужна была славная столица, чтобы продемонстрировать свою верховную духовную власть. Я приехал в Мадинат аз-Захра, чтобы увидеть эту халифскую столицу. Несмотря на то, что это не совсем сверкающая слава 10-го века, вход в здание 20-го века впечатляет. Современное здание, встроенное в холм, мерцает, как многие испанские новостройки. Внутренний двор, усаженный апельсиновыми деревьями, окруженный стенами из стекла и полированного металла, пригласил меня преодолеть мой прошлый опыт с музейным кофе. Внутри фильм воссоздает образы прошлого города из сегодняшних руин. Музей по соседству исследует историю Кордовского халифата через предметы, найденные во время раскопок. ![]() Автобус, курсирующий каждые 10 минут, доставил меня из музея наверх, к разрушающимся руинам. Халифат Кордовы располагался на самом высоком уровне на соседнем холме, а внизу находились другие правительственные учреждения и жилые дома. Потребовался час, чтобы прогуляться по разбитым плитам каменных двориков и тому, что осталось от богато украшенных арок, которые когда-то поражали иностранных сановников. К сожалению, город просуществовал менее 100 лет. Кордовский халифат Омейядов был на последнем издыхании. На трон претендовали внутренние соперники. Христианские силы вели восстание на севере. А на юге собирались менее светские, более фундаментальные мусульманские силы. В 1009 году н.э. берберские наемники, почувствовав удобный момент, разграбили и разрушили город. Когда я возвращался в автобус, я оглянулся на разрушенные дворцы, разбитые внутренние дворики и заросшие сады и понял, что они являются разрушенным памятником славному прошлому Омейядов. ![]() ПАДЕНИЕ КОРДОВСКОГО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ 17 января 1024 года жители Кордовы восстали и казнили халифа Омейядов Абд ар-Рахмана V. В течение нескольких лет халифат пал, власть ушла из Кордовы, а на ее месте поднялся город-государство Севилья. За 100 славных лет Кордовский халифат Омейядов пришел и ушел. Хотя мусульмане правили в Аль-Андалусе еще 500 лет, он никогда не вернется к просвещенным временам десятого века. Однако за столь короткий промежуток времени Кордова оставила свой неизгладимый след. Я приехал осмотреть мавританские достопримечательности Кордовы, желая узнать о единственном исламском халифате в Западной Европе. Я нашел место, которое поддерживало философию, науку и религиозную терпимость. Я нашел время, когда ислам, а не христианство, иудаизм или язычество был направляющей силой прогресса и просвещения. Я также обнаружил, насколько скоротечными могут быть такие времена. При всем богатстве, знаниях и могуществе Кордовского халифата его яркий свет уступил место более темным и нелиберальным силам. Я понял, что если мы тоже не будем осторожны, то свободы, которые мы приобрели за последние несколько сотен лет, могут так же быстро исчезнуть. ![]() МАВРИТАНСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ В КОРДОВЕ / ИНФОРМАЦИЯ Мезкита-Катедраль де Кордова / Цена: €10 вход; Часы работы: 10:00 - 19:00 пн - сб; 8:30 - 11:00 и 15:00 - 19:00 пт. (Бесплатный вход: 8:30 - 9:30 с пн. по сб.) Колокольня/ Цена: €2; Часы работы: 9:30 - 13:30 и 16:00 - 18:30 с пн. по сб. Каса Андалузи/ Цена: €5; Часы работы: 10:00 - 19:00. Casa Ramon Garcia Romero/ Цена: Бесплатно; Часы работы: 11:00 - 14:00 и 16:30 - 20:00 с пн. по сб. Мадинат аз-Захра/ Цена: Бесплатно для граждан ЕС, в остальных случаях €1.50; Часы работы: 09:00 - 21:00 пн-сб и 09:00 - 15:00 пн-вс; Проезд: Автобус из Кордовы отправляется от ворот Альмодовара в 10.15, 10.30, 11.00 и 17.15, обратно в 13.30, 13,45, 14.15 и 20.15; Автобус: €9. | |
Просмотров: 484 | | |
Всего комментариев: 0 | |